Главная  |  О школе  |  Учащимся  |  Методический кабинет  |  Родителям  |  Контакты



Детский правовой сайт







 
Страничка психолога
 
Как помочь ребенку преодолеть тревожность

Рекомендации для родителей тревожных детей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Важно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у него желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности, но и в том, чтобы научить ребенка слушать и слышать, активизируя и развивая произвольное внимание.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.


 
Агрессивные дети

Внешние причины агрессивности

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.


Внутренние причины агрессивности


Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

Высокая тревожность, ощущение отверженности.

Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

Стремление привлечь внимание взрослых.

Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно. Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?


Примерные критерии агрессивности

Младшие школьники:
• часто теряют контроль над собой;
• часто спорят и ссорятся с окружающими;
• отказываются выполнять просьбы взрослых;
• намеренно вызывают у других чувство раздражения;
• обвиняют других в своих ошибках;
• могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
• часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
• долго помнят обиду, стремясь отомстить;
• мнительны и раздражительны.

Средний школьный возраст и подростки:
• угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
• выступают инициаторами драк;
• не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
• не считаются с мнением родителей, их запретами;
• прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.

Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.


Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?

Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)

Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).

Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.

Повышайте самооценку ребенка.

Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.

Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.

Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами! (“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”. “Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)

Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).

За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину ее возникновения.



Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентно¬сти в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, со¬общая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером прочитайте список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Вызову милицию!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Ребенок, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны для всех членов семьи. Желательно, чтобы родители выполняли упражнение вместе с ребенком, тогда и он будет делать их правильно.

И помните: тревожность родителей зачастую передается детям. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.


Профилактика тревожности

(Рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.


Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребёнка, наказывая его.



Рекомендации родителям учащихся 1 классов

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.



Рекомендуем к чтению

Книги для просвещенных родителей

Каждый из родителей хотя бы раз сталкивался с проблемой выбора нужной книги по волнующему вопросу. Множество книг, которое нас призывают купить, такое большое, что выбрать из них подходящую именно Вам книгу - трудно. Можно покупать и читать все подряд. Можно посоветоваться с друзьями и послушать их мнение о прочитанном. Я же хочу предложить Вам некоторые книги, рекомендованные психологами. Расскажу о том, какие проблемы они затрагивают. А Вы решите, какая из них Вам пригодится.

"Общаться с ребенком. Как?" Гиппенрейтер Ю.Б.
Книга практической направленности. Поможет установить эмоциональный контакт с ребенком, научиться его понимать. Так же на страницах книги Вы сможете прочитать конкретные советы автора как научиться любить и принимать своего ребенка таким, каков он есть. Чему еще может научить эта книга? Развить у себя умение слушать и слышать ребенка при помощью техники "активного слушания", которая хорошо описана автором. Научиться гармонично сочетать похвалу и порицание действий ребенка, достигать компромисса. Оцените необходимость контролировать свои собственные чувства (негативные и позитивные), и правильно их выражать перед ребенком. Автором приведено достаточно много примеров, иллюстрирующих рекомендации, а во второй части подробно расписан случай восстановления отношений бабушки с подростком (на примере подростковых проблем).

"Шпаргалка для взрослых". Лютова Е.К., Монина Г.Б.
В этом издании описываются проблемы гиперактивных, агрессивных, тревожных и аутичных детей, даны оптимальные способы взаимодействия с ними. Родители смогут узнать, как должен вести себя с такими детьми учителя и воспитали детских садов, чтобы легче и быстрее адаптировать их к коллективу детей и процессу обучения. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, помогающих таким "сложным" детям, конкретные советы родителям.

"Популярная психология для родителей". Под ред. Бодалева А.А.
Научно-популярное издание, написанное большим коллективом авторов, каждый из которых является крупным специалистов в области психологии. Эта книга помогает родителям понять лучше не только ребенка, но и самих себя. Ведь, как известно, что если достоинство ребенка стимулировать - оно расцветет. А за недостатками детей чаще всего скрываются проецирование собственных личных проблем родителей (и следсвите их педагогических промахов), а так же завышенные требования со стороны родных и близких.

"Как быть родителями". Спиваковская А.С.
Эту книгу можно охарактеризовать цитатой из предисловия, написанного академиком Бодалевым А.А.: "Особенность данной книги состоит в том, что автор пытается заглянуть в глубоко интимные эмоциональные пласты отношений между родителями и детьми и не столько показать, что, как и когда нужно делать в воспитании ребенка, сколько психологически описать особое состояние, необходимый душевный настрой, который должен быть создан в семье, и от которого зависит успешность воздействия. Жанр книги можно определить как доверительный разговор, раздумья об отношениях в семье, о проблемах отцов и детей, и читать ее нужно, не пассивно воспринимая информацию, а активно включая свой жизненный и воспитательный опыт, соглашаясь, а иногда и полемизируя с автором. Если родители проделают такую самостоятельную работу, польза от прочтения книги скажется и на отношениях с детьми, и на общении супругов".

Обучение детей с учетом психофизиологии. Сиротюк А.Л.
Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (левополушарным и правополушарным - праворукие и леворукие) дошкольников и детей младшего школьного возраста. В книге рассматривается вопросы обучения детей, в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Эда Ле Шан.
Родители, прочитав эту книгу, извлекут немало полезных уроков, необходимых для решения воспитательных задач, которые ставят перед собой, чтобы дети выросли и вошли в жизнь настоящими людьми. Поймут, в чем именно состоит "сумасшествие" собственных детей и научатся с ним справляться.

Несчастные дети - трудные дети. Вроно Е.М.
Автор данной книги - специалист с области детской психиатрии, психотерапии детей и подростков, терапии кризисных состояний. Ценность данной книги - ее реалистичность. Описанные в ней детские проблемы - проблемы, с которыми сталкивается автор, консультируя подростков и детей.

Леворукий ребенок в школе и дома. Безруких М.
Многие из родителей сталкиваются с проблемами леворуких детей. В этой книге популярно и практично написано о происхождении леворукости, о помощи, которая может быть оказана этим детям при решении их проблем. Особый упор делается на рассказе об особенностях подготовки таких детей к школе. Даны простые тесты, рекомендации, советы, примеры и задания.

Вы и ваша семья. Вирджиния Сатир.
Книга написана основоположником семейного консультирования и посвящена актуальной проблеме - семье и внутрисемейным отношениям. Каждый день, лицом к лицу в семье встречаются муж и жена, родители и дети. Как им живется? Можно ли что-то изменить в отношениях и как это сделать? Автор приглашает читателей к непростому разговору о проблемах семейной жизни, как научить человека любить и быть любимым, как гармонизировать отношения в семье. Главное достоинство книги - написана с искренней любовью к человеку, верой в желание и способность его к личностному росту и решению проблем, увлекательно, с тонким и добрым юмором.

Поверь в свое дитя. Сесиль Лупан.
Книга посвящена раннему развитию ребенка, достоинству хорошо организованной игры, помогающей ему развиваться и доставляющей удовольствие и родителям и детям. Автор описывает принципы своей системы раннего развития и приводит практическое руководство по обучению чтению, письму, истории, иностранным языкам и другим. Достоинство издания: книга хорошо приспособлена для русского читателя, примеры и рекомендации заменены переводчиками в соответствии с русской культурой.

Наши неуправляемые подростки. Булгаков А.
Достаточно легким и простым языком автор книги вводит нас вглубь подростковых проблем, которые на поверку оказываются не совсем подростковыми. Многие из этих проблем уходят корнями в семейные и личностные проблемы самих родителей. Распутывая клубки сложных подростковых ситуаций, автор ненавязчиво подводит читателя к мысли: чтобы решить проблемы своих детей надо набраться мужества и увидеть истоки этих проблем в себе, потому что дети - зеркало наших отношений с собой и другими, разочарований и радостей в жизни… И только разобравшись в себе, мы сможем помочь нашим детям.




год науки 2017


наша школа




Телефон экстренной психологической помощи в Витебске
(анонимный,
работает 24 часа в сутки)
+375 (212) 432293



Гимн школы

Исполняет Даша Михайлова






Рефераты



Главная  |  О школе  |  Ученикам  |  Методический кабинет   |  Родителям  |  Контакты

УО "ГОСШ № 31 г.Витебска", 2010