Главная  |  О школе  |  Учащимся  |  Методический кабинет  |  Родителям  |  Контакты



Детский правовой сайт

 
Выпускникам








Профориентация

Учреждения профессионального образования

Полоцкий государственный экономический колледж

http://pgaek.by

Смольянский государственный аграрный колледж

http://sgak.by

Витебский государственный технический колледж

http://vgtk.by

Витебский государственный индустриально-технологический колледж

http://vgtik.by

Городокский государственный аграрно-технический колледж

http://ggptk.by

Лепельский государственный аграрно-технический колледж

http://lgatk.edu.by

Новополоцкий государственный политехнический колледж

http://ngpk.by

Оршанский государственный колледж продовольствия

http://ogkp.by

Оршанский государственный механико-экономический колледж

http://osmec.by

Полоцкий государственный химико-технологический колледж

http://www.gptk.vitebsk.by

Поставский государственный колледж

http://gptk.by

Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности

http://college-lp.by

Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения им.М.Ф.Шмырева

http://vgpl1.by

Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства

http://vgptksp.vitebsk.by

Видзовский государственный профессионально-технический колледж

http://widzy-nptc.by

Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж

http://ogpllp.datacenter.by

Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения

http://www.vgpl5.by

Витебский государственный политехнический профессиональный лицей

http://vgppl.belhost.by

Высокский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://vysokskylicei.by

Глубокский государственный профессиональный лицей

http://ggpl.vitebsk-region.edu.by

Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://dgpl.by

Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

kgplsp.vitebsk-region.edu.by

Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им.Г.В.Семенова

http://www.lyceum-textile.by/

Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://polotsk-gpl-shp.vitebsk.by

Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства им.Л.М.Доватора

ulla-gpl.by



Высшие учебные заведения Республики Беларусь

ССУЗы г.Витебска и Витебской области


Интернет-портал о централизованном тестировании mozg.by

"Куда поступать" - электронный справочник абитуриента РБ


Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


Семь шагов к взвешенному решению

Так как же определить для себя "Кем мне быть?"

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 2. Составить перечень требований выбираемой профессии

2. Составьте список своих требований:

• выбираемая профессия и будущий род занятий;

• выбираемая профессия и жизненные ценности;

• выбираемая профессия и жизненные цели;

• выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

• желательный уровень профессиональной подготовки;

• выбираемая профессия и мои склонности и способности;

• желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования


Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Адрес учебного заведения и его полное название?


Советы родителям

«Как помочь ребёнку определиться с выбором профессии»

Вот, наконец, и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.

Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка.

Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

В чем же может состоять ваша помощь и что важно учитывать:

1. Очень важно находить время для общения с ребенком по-душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность.

2. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное: не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

3. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались.

4. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

5. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:

- его внутренние резервы (способности, знания по предметам);

- внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: - состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности);

- возможность преодоления этих помех (наличие поддержки в окружающем мире);

6. Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.

7. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, склонности.

8. Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям


Советы психолога

Словосочетание «стресс и экзамен» так или иначе подразумевает, что в центре внимания находятся дети, а задача взрослых — учителей, родителей — в том, чтобы создать детям оптимальные условия, подготовить, поддержать, помочь. Но как справляются с этой ситуацией сами взрослые? Почему они тоже не спят ночами и пьют валерьянку? Почему так тревожатся и усиливают тревогу детей? Почему так бурно реагируют на оценки, полученные детьми на экзамене? Только ли потому, что просто волнуются за своих детей?

Что же «испытывается» во время экзамена? Экзамен, эта кульминация школьной жизни, эта пугающая процедура, — явно не только проверка детских знаний. Он не имел бы такой дополнительной эмоциональной нагрузки для учеников и родителей, если бы представлял собой просто усложненный вариант контрольной работы.

Известно, как важно для родителей, чтобы их ребенок был успешен. С самого раннего возраста родители создают все необходимое для этого, пытаясь научить ребенка плавать раньше, чем ходить, а читать раньше, чем говорить. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребенка — это показатель успешности и компетентности родителей, как в их собственных глазах, так и в глазах социума. Стремление мамы сделать все возможное для развития своего ребенка — еще и ее стремление показать себе и другим, что она достаточно хорошая мама.

Такие тенденции становятся особенно значимы, если воспитание — основная область самореализации для родителя. Тогда достижения ребенка становятся для мамы основой притязаний на признание, то есть она оценивает себя прежде всего через родительскую роль: если мой ребенок хорош и успешен, значит, я сама успешна. Важно даже не столько то, как это влияет на ребенка, сколько то, что мама воспринимает его успехи или неудачи как свои собственные воспитательные достижения или провалы.

Хороший поддерживающий эффект имеет легализация, то есть проговаривание родительских страхов и опасений, например, на родительском собрании, или в группе родителей. Когда обсуждается не сам факт успехов или неуспехов ребенка, а стремление родителей доказать, что их ребенок достаточно хорош, то это позволяет поделиться тревогами и наконец разобраться, чем же так пугает ситуация экзамена: тем, что ребенок получит плохую оценку, или тем, что я могу оказаться плохим родителем.

Совместное обсуждение трудностей детей может, с одной стороны, снизить тревогу родителей, помочь им увидеть, что подобные трудности есть у многих детей. С другой — если кто-то из родителей либо отрицает наличие трудностей, либо предъявляет чрезмерно благополучный образ собственного ребенка («У меня с моим сыном таких проблем никогда не возникало»), то подобная ситуация может усилить тревогу у других родителей.

Очень важно также обсудить вопрос об ответственности. Что может сделать родитель для того, чтобы ребенок хорошо сдал экзамен? Вопрос банальный, но ответ — необычен: очень немного, возможности родителей ограниченны. Экзамен — это испытание не родителей, а детей. Если дети уже настолько большие, что они сдают экзамены, то это их жизненная задача, с которой они должны справиться сами. Не только детям необходимо говорить о том, что экзамен — это ситуация, в которой не все зависит от них. Очень важно для родителей понять, что они могут сделать для своих детей, а что от них не зависит.

Уменьшить тревожность ребенка можно, если обсудить возможные последствия неудачи и другие варианты достижения цели. В период подготовки к экзаменам наиболее эффективная помощь будет заключаться в поддержке тех усилий, которые предпринимаются ребенком, укреплении его уверенности в себе. Можно еще, откликаясь на просьбы самого подростка, помочь в овладении какими-то конкретными областями знаний или приемами их освоения. Навязывать данный вид помощи не стоит. Слишком активно предлагаемая помощь может привести к ощущению: «Вы действуете – вы и несете ответственность за последствия».

Длительное напряжение нередко понижает способность организма к сопротивлению, возрастает восприимчивость к заболеваниям, снижается уверенность. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной – надежный тыл, любящие родители. Родители, из лучших побуждений, часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Не бойтесь прямо говорить своему ребенку о том, что он любим, и эта любовь не зависит от результатов экзаменов и вообще результатов чего бы то ни было.



Самые востребованные профессии в Беларуси

Очевидно, что между престижными и востребованными специальностями нельзя поставить знак равно. Обладателей востребованных профессий с руками отрывают на рынке труда - именно поэтому они могут выбирать место работы самостоятельно и наслаждаться уверенностью в завтрашнем дне. Обладатели же престижных профессий могут так и не найти профессионального применения в своей стране, сдувая пыль со своих таким трудом заработанных дипломов.

Именно требованиями рынка труда, надо думать, руководствуются представители Министерства образования, когда увеличивают или, наоборот, уменьшают набор в вузы на те или иные специальности. За примерами далеко ходить не надо: в текущем году был уменьшен набор на юридические, педагогические и экономические специальности, зато появились дополнительные бюджетные места в медицинских вузах и на специальностях, связанных с ядерной энергетикой. То есть, грубо говоря, в стране катастрофически не хватает медицинских кадров, а вот юристами рынок перенасытился.

Зачем вам это знать? Особенно, если вы поступаете в вуз, выбирая профессию по велению души, а у ваших родителей достаточно средств, чтобы оплатить ваше желание? Дело в том, что если вас интересует ваше профессиональное будущее в этой стране и в этой жизни, вам необходимо знать уже сейчас, какие специальности востребованы у работодателей, чтобы не ошибиться с выбором вуза и специальности.


Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:


1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.

2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.

3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.

4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.

5. Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать.

Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес-аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.

Где обучают востребованным специальностям:


БНТУ (факультет технологий управления и гуманитаризации, факультет маркетинга менеджмента и предпринимательства, факультет энергетического строительства, строительный факультет и др.)

БГЭУ (факультет менеджмента, факультет финансов и банковского дела, факультет маркетинга и др.)

БГУ (экономический факультет, физический факультет, факультет радиофизики и электроники, а также Государственный институт управления и социальных технологий, Институт бизнеса и менеджмента технологий)

Российско-белорусский университет, город Могилев (строительный факультет, экономический факультет, электротехнический факультет и др.) БГТУ, Брест (строительный факультет, экономический и др.)

БГУИР (инженерно-экономический факультет, факультет компьютерного проектирования и др.)


Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:

1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.

2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.

3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.

4. Специалист или инспектор по кадрам.

5. Секретарь.


10 самых необычных профессий Беларуси

Учителя и продавцы, инженеры и медики, строители и управленцы — представители этих профессий встречаются нам ежедневно. Но есть в Беларуси и те, чей ответ на вопрос о деле жизни вызывает неизменное изумление.

Чьи-то сферы деятельности только приходят в страну, чьи-то — уже почти забыты, однако это не мешает зарабатывать на жизнь их представителям, пусть и не совсем традиционным способом.

Трамидатор
На почте, в банке, в посольстве — стоять в очередях всем приходится регулярно. Конечно, таких ситуаций сегодня меньше, чем в Советском Союзе, но осмысленней и приятней многочасовое ожидание от этого не стало. Однако появились люди, готовые потратить время вместо вас — трамидаторы. Пришедшая с Запада профессия для Беларуси нова, однако клиентов у подобных агентств уже хватает. Трудятся в этой сфере в основном студенты, готовые за 2,5-3 рубля в час постоять за вас куда угодно и сколько угодно.

Купюрье
Работы минчанина Игоря Аринича уникальны, причем не только в масштабах Беларуси. Подобных ему мастеров всего мира можно пересчитать по пальцам, ведь купюрье создают произведения искусства не красками или мелками, а… порванными купюрами. Белорусский мастер своим материалом выбрал советские рубли и основную часть времени проводит в поиске их. Создание удивительного полотна занимает от полугода, сюжет можно выбрать любой, а стоить картина из рваных рублей будет от 700 до 5000$. Покупатели у минчанина есть не только на родине, но и за рубежом, причем спрос с годами растет. То, что 15 лет назад было хобби, сейчас стало основным источником дохода. Методика создания очередного шедевра отработана: сбор и измельчение купюр, нанесение контура картины на фанеру, приклеивание фрагментов. И хотя найти советские деньги становится все труднее, Игорь принципиально работает только с подлинными рублями.

Актер огненного театра
Фейерверки давно стали привычной деталью каждого праздника в жизни белорусов, а вот выступления с открытым огнем пока видели не все. Актеры, выступающие в этом жанре, тренируются годами, ведь во время представления они рискуют не только навлечь на себя неудовольствие зрителей, но и получить серьезные травмы. Начинались огненные шоу в Беларуси с одиночек-самоучек, а сейчас в столице действует несколько профессиональных театров, которые ездят на гастроли по всему миру, организуют неповторимые постановки, собирают призы на крупных фестивалях. Желающих работать в этом жанре хватает, однако стать профессионалом может далеко не каждый.

Зоо-отельер
Отелей для гостей столицы в Минске построено немало, да и в регионах достаточно, а вот столь популярных в Европе гостиниц для братьев наших меньших явно не хватает. Куда деть животное, если вы уезжаете в командировку, а друзья и родственники не могут присмотреть за питомцем? Во всем мире этот вопрос помогают решить зоо-гостиницы, появились они и в Беларуси. Сейчас в Минске порядка десятка официальных зоо-отелей и вдвое больше незарегистрированных. В некоторые берут только кошек или собак, в большинстве рады всем животным. Стоимость проживания зависит как от вида вашего животного, так и от перечня услуг, в которых он нуждается. Кошек можно сдать на проживание с питанием, ветобслуживанием и играми за 12-18 рублей в сутки, собаку — за 15-25 рублей. Кстати, все современные гостиницы предлагают своим клиентам онлайн-видео, которое позволит всегда быть в курсе поведения и состояния их любимца.

Модель размера «плюс»
С тем, что в Беларуси самые красивые девушки, точно никто не поспорит. Однако есть в модельном бизнесе и запросы на дам с нестандартной для этой сферы внешностью. Ряд производителей, ориентирующихся не на девочек-подростков, а на состоявшихся женщин, выбирает для рекламы своих товаров не «90-60-90», а моделей категории plus size. Возраст моделей также может варьироваться от 20 до 45 лет. Главное — привлекательная, ухоженная внешность, умение работать на подиуме и масса свободного времени, ведь перед каждым показом требуются многочасовые репетиции. К сожалению, больших денег эта работа не приносит, поэтому сделать ее основным доходом не получится. По словам работающих в данной категории моделей, зарабатываемого как раз хватает на спортзал и уходовые процедуры.

Валяльщик валенок
Хотя сегодня в Беларуси достаточно мест, где можно купить валенки фабричного производства, спрос на ручную работу все же не пропадает, а значит, есть и предложение. Хэнд-мейд валенки делают десятки мастеров, а купить их можно на ярмарках, в магазинах народных товаров, в интернет-магазинах, в тех же Дудутках, на торговых рядах во время уличных фестивалей и т.д. Стоимость детских валенок начинается от 20 рублей, взрослых — от 35, но это столичные цены. Если хотите найти дешевую, но качественную работу мастеров-шаповалов, отправляйтесь в глубинку, например, в Дрибин (Могилевская область). Как правило, такие изделия покупают для детей или в подарок, ведь цена на них существенно отличается от заводской. Отличается и дизайн, правда, в лучшую сторону. На валенках могут быть вышиты цветы, животные, украшения из меха или страз. Выбирая необычный дизайн, стоит помнить, что он не только отразится на цене, но и усложнит уход за уличной обувью.

Тайный покупатель
Сервису в большинстве наших магазинов пока далеко до идеала, поэтому, казалось бы, услуга «тайный покупатель» должна пользоваться спросом. Однако, по словам единственного в этой сфере предпринимателя, толпой заказчиков он пока похвастать не может. Стандартная услуга предполагает визит «тайного покупателя» в выбранное предприятие или к определенному сотруднику, оценку по ряду заранее оговоренных критериев, заполнение анкеты по итогам посещения. Это позволяет владельцу бизнеса оценить свои слабые стороны и устранить их. Увы, пока привлекать профессионалов к этой деятельности белорусские бизнесмены не спешат, предпочитая делать «засланными казачками» своих родственников и друзей.

Сказочница
В современной Беларуси немало журналистов и писателей, которыми можно гордиться и которых стоит читать. Но почти все они работают для взрослых. А вот Елена Масло, родившаяся в семье преподавателей, переросла журналистику и стала писать детские сказки. Разумеется, не только Елена избрала для себя эту стезю, однако именно у нее больше всего наград на данный момент, а ее сказки выходят крупными тиражами на обоих государственных языках и хорошо продаются как у нас в стране, так и за рубежом.

Мельник
Еще в середине прошлого века мельницы в Беларуси были обязательным атрибутом каждого района. Ветряные или водяные изначально, они переходили на турбины со временем, однако оставались необходимы. Увы, за прошедшие годы число их резко поубавилось — сейчас найти действующую мельницу непросто. Но вот, например, в деревне Жодишки Гродненской области сохранилась не только небольшая мельница, но и мельник. Разумеется, обеспечение мукой всех окрестных деревень не входит в его обязанности, однако на туристов и себя производимой продукции вполне хватает.

Шопер
Шопер — профессия, признанная в мире, и довольно спорная в Беларуси. К услугам шопера относятся консультации по стилю, ревизия гардероба, подбор обновок, отслеживание модных тенденций и пополнение коллекции заказчика. Хотя шопер может работать в любой сфере, чаще всего его услугами пользуются именно при выборе одежды, обуви и аксессуаров. В Европе и Штатах состоятельные люди, бизнесмены, артисты и политические деятели постоянно сотрудничают со стилистами и шоперами, поскольку ценят свое время и не хотят тратить его на блуждание по магазинам. В Беларуси же клиентов у представителей этой профессии пока маловато. В основном это молодые женщины, значительно реже зрелые дамы и почти никогда мужчины. Цены на услуги в этой сфере колеблются в зависимости от опыта шопера. Поход по магазинам с профессионалом обойдется вам в 5-20 евро в час, консультация по стилю в 50-200 евро, ревизия гардероба в 150-300 евро. Если вы собираетесь взять шопера с собой за рубеж, придется помимо его услуг оплатить также дорогу и проживание.


Средняя школа № 31 г.Витебска

Гимн школы

Исполняет Даша Михайлова



Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Главная  |  О школе  |  Ученикам  |  Методический кабинет   |  Родителям  |  Контакты

УО "ГОСШ № 31 г.Витебска", 2010